Ассаламу алейкум!


Что относится к вероубеждениям праведных предшественников?


1. Вера состоит из признания воззрений в речи, совершении необходимых деяний органами и убежденности в сердце и душе. Вера усиливается при подчинении Аллаху и ослабевает при ослушании Его.

2. К вероубеждениям праведных предков также относится вера в то, что добро и зло постигают человека по Предопределению и Предустановлению Аллаха. Однако Всевышний Аллах не повелел нам творить злые дела, на что ссылаются некоторые, говоря: «Все происходит по воле Аллаха» (т.е. оправдывают свое неповиновение Предопределением Аллаха). Всевышний Аллах повелел совершать только благое и запретил творить неправедные дела. Он не повелел совершать мерзости, а запретил их. Но человек не принужден совершать что-либо, и он сам выбирает как свои поступки, так и свои воззрения. Поэтому в зависимости от своего выбора он заслуживает либо наказания, либо вознаграждения. Каждый человек имеет право подчиниться или отказаться. Всевышний сказал: «Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» (Пещера, 29).

3. К вероубеждениям праведных предков также относится то, что они не считают неверным ни одного из мусульман за его грехи, даже если он совершил один из величайших грехов. Они считают неверным только того, кто отрицает какое-либо из обязательных положений религии, которое известно каждому, утверждено в Коране и Сунне и признано всеми учеными мусульманской общины.

4. К вероубеждениям праведных предков также относится то, что они поклоняются только Всевышнему Аллаху и не приобщают к Нему сотоварищей. Они обращаются с мольбой только к Всевышнему Аллаху, взывают и молят о помощи только Всевышнего Аллаха и уповают только на Него, Велик Он и Могуч. Они ищут приближения к Аллаху через повиновение, поклонение и совершение праведных деяний, потому что Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему» (Трапеза, 35). Это значит: приближайтесь к Нему посредством повиновения и поклонения.

5. К вероубеждениям праведных предков также относится то, что молитву (намаз) можно совершать как стоя позади благочестивого мусульманина, так и позади грешника (фасикъа), если внешне он не проявляет неверия. Мы не убеждены в том, что кто-либо из людей попадет в Рай или Ад, кроме тех, о ком засвидетельствовал посланник Аллаха. Мы надеемся на благой конец праведного мусульманина и боимся за грешных мусульман.

6. Мы свидетельствуем о десятерых сподвижниках, которые были обрадованы вестью о Рае, и о которых засвидетельствовал пророк. Это – Абу Бакр ас-Сыддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Са'д ибн Абу Уакъас, Абдуррахман ибн Ауф, аз-Зубайр ибн аль-Ауам, Тальха ибн Убайдулла, Зайд ибн Са'ид, да будет доволен ими Аллах! Мы свидетельствуем только о тех, о ком засвидетельствовал пророк, потому что он не говорил по пристрастию, а говорил только то, что открывал ему Аллах.

Мы любим сподвижников посланника Аллаха, не обсуждаем их ошибок и разногласий, которые возникали между ними. Мы не ругаем ни одного из сподвижников, потому что пророк сказал: «Не ругайте моих сподвижников! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если один из вас пожертвует золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной» (аль-Бухари, Муслим).

Однако сподвижники пророка не были непогрешимыми, ибо непорочен только Всевышний Аллах, а безгрешен в своей миссии только Его посланник. Всевышний Аллах уберег от заблуждения мусульманскую общину целиком, а не каждого мусульманина в отдельности, о чем сказал пророк: «Аллах не ввергнет мою общину и заблуждение целиком, и Рука Аллаха – над мусульманами, которые едины» (ат-Тирмизи; достоверный хадис).

Мы довольны женами посланника Аллаха – матерями правоверных, да будет доволен ими Аллах, и убеждены, что они очищены от всякого зла.

7. К вероубеждениям праведных предков также относится то, что ни один из мусульман не обязан ограничиваться мазхабом (учением) определенного ученого-правоведа. Он должен рассматривать мнения различных ученых на основании их доказательств (аятов Корана и хадисов пророка) и принимать самое достоверное.

Неученый мусульманин не обязан следовать какому-либо мазхабу. Он должен руководствоваться дорогой ученого-муфтия, к которому он обращается для разрешения какого-либо вопроса. Однако ученый мусульманин, если у него есть возможность и он может изучить доказательства ученых-имамов, должен руководствоваться ими в делах и следовать имамам разных мазхабов, опираясь на доказательства, которые сильнее и достовернее. Такой мусульманин называется последователем (мусульманских ученых), но он не является муджтахидом (ученым, имеющим право на иджтихад).

Иджтихадом называется вынесение Шариатских постановлений на основании Корана и Сунны, правом на который были удостоены четыре имама мусульманский общины (это — имамы Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафи'и и Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен ими Аллах!) и другие ученые-правоведы и знатоки хадисов.

8. К вероубеждениям праведных предков также относится то, что четыре сподвижника – Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах — являются праведными халифами. Их правление, а также правление аль-Хасана (ибн Али) составило 30 лет, о чем сказал посланник Аллаха: «В моей общине халифат просуществует 30 лет, после чего наступит царствование» (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Хиббан, аль-Хаким; достоверный хадис).

9. К вероубежденям праведных предков, салафов, также относится то, что каждый мусульманин обязан верить во всё, что ниспослано в Коране и что повелел нам Всевышний Аллах, а также отказаться от всего, что Он запретил. Мы веруем во все, что сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и достоверность чего доказана, независимо от того, постигаем мы это своим разумом или не ведаем об истинном смысле этого. Мы подчиняемся повелению Всевышнего Аллаха и повелению Его посланника, и сторонимся всего, что запретил Всевышний Аллах и что запретил посланник Аллаха. Мы не преступаем законы, установленные в Книге Всевышнего Аллаха и Сунне посланника Аллаха, а также переданные в хадисах о праведных халифах. Мы обязаны следовать дороге посланника Аллаха в вероубеждениях, деяниях и высказываниях. Только тот, кто в своих воззрениях, деяниях и высказываниях подражает посланнику Аллаха и праведным халифам (да будет доволен ими Аллах) в точности придерживается Сунны, потому что мы должны следовать сунне праведных халифов, так же, как и Сунне пророка.

Умар ибн Абд аль-Азиз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Посланник Аллаха и преемники власти после него оставили нам дорогу, следуя которой мы будем крепко придерживаться Книги Аллаха и утвердимся в религии Аллаха. Никто не смеет изменить ее либо обратиться к чему-либо, что противоречит ей. Каждый, кто следует ей, идет по прямому пути, и кто опирается на нее, тот получит поддержку. А кто отказывается от нее и не следует по дороге верующих, того Аллах направит туда, куда он сам повернулся, и введет в геенну. Как же скверно это пристанище!» (Сура Женщины, 114).

Это является подтверждением слов посланника Аллаха, который сказал: «...остерегайтесь нововведений, ибо всякая ересь – это заблуждение». Этот хадис является одной из величайших основ религии. Он схож с другим высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-то совершит в нашем деле [религии] что-либо, что к нему не относится, то это [нововведение, ересь] будет отвергнуто» (аль-Бухари, Муслим).

В этих словах содержится предупреждение тем, кто придумывает новшества в религии и в поклонении. Под ересью, бид'а, подразумевается всё, что не имеет оснований в Шариате, а то, что утверждается Шариатом, не может быть ересью, даже если это можно назвать бид'а на арабском языке. Все, что добавлено к религии и не имеет доказательств, свидетельствующих об этом в аятах Корана и хадисах пророка, является заблуждением.

Истинная религия очищена от всякой ереси, независимо от того, касается это вопросов вероубеждений, деяний или высказываний. А высказывания некоторых праведных предков относительно некоторых «хороших новшеств» являются оборотом арабского языка и не относятся к нововведениям в Шариате.

 Когда Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) собрал людей на групповой ночной Намаз тарауих в месяце Рамадан за одним имамом в мечети, и увидел, как мусульмане совершают эту молитву, он сказал: «Это новшество прекрасно». Однако подобное имеет убедительное основание в Шариате, потому что посланник Аллаха совершал эту молитву в мечети вместе со сподвижниками. Затем он перестал совершать его в джама'ате, опасаясь, что Аллах обязует всех мусульман совершать эту молитву, и они будут не в состоянии выполнить этот приказ. После смерти Пророка этого опасения (за мусульманскую общину) не было, и Умар (да будет доволен им Аллах) оживил эту сунну посланника Аллаха.

Если же какой-либо обряд поклонения уже утвержден в Шариате, то вносить в него добавления недопустимо. Тарауих является желательным и поощряемым деянием, но не является обязательным предписанием. Поэтому призыв на Намаз, азан, следует возвещать только так, как установлено в Шариате, без добавлений и уменьшений. Это же относится и к молитве, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте молитву так, как совершал её я» (аль-Бухари). Это же также относится и к Хаджа и Умры, так как посланник Аллаха сказал: «Учитесь у меня своим обрядам паломничества» (Муслим).

Однако мусульмане совершали и некоторые деяния, которых они не делали при жизни посланника Аллаха, но которые были необходимы для сохранения Ислама. Ученые разрешили их и не считали это ересью. Например, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) утвердил один экземпляр Корана для всей мусульманской общины, опасаясь разногласий между мусульманами. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) одобрили это, и польза этого была очевидна, как и польза записи хадисов Пророка, из опасения того, что они могут быть утеряны со смертью ученых — знатоков хадисов, а также записи толкований Корана и комментариев к хадисам, создания науки о грамматике для сохранения арабского языка, который является ключом к познанию Ислама, изобретения методологии к науке о хадисах и т.п. Это разрешается для сохранения исламского Шариата, и ответственность за его сохранение взял на Себя Всевышний Аллах: «Поистине, Мы ниспослали тебе напоминание и Мы его охраняем» (аль-Хиджр, 9). Посланник Аллаха сказал: «В каждом поклонении будут справедливые люди, которые будут нести эти знания [религию Аллаха]. Они будут отвергать от них изменения заблудших, необоснованные утверждения лгунов и толкования невежд» (хороший хадис).

В этом состоят вероубеждения первых мусульман нашей общины. Эти вероубеждения чисты, как пресная вода, сильны, как горы, и тверды, как надежная опора. Это – здоровые вероубеждения и прямой путь, основанный на Коране и Сунне, а также на высказываниях праведных предков и имамов-ученых. Это — свет, который оживил сердца первых мусульман. Это – вероубеждения праведных предков, спасшейся общины, последователей Сунны Пророка. Это – вероубеждения четырех имамов, на учениях которых основаны самые распространенные мазхабы, и воззрения ученых-правоведов и знатоков хадисов, которые верно претворяли в жизнь свои знания, и тех, кто следовал по их дороге по сегодняшний день, и кто будет следовать по ней до Судного дня. А изменяли подобные воззрения только некоторые из поздних ученых, которые относили себя к какому-либо мазхабу.

Мы обязаны черпать свои вероубеждения из источника, из которого пили лучшие из праведных предков, умалчивать о том, о чем умолчали они, совершать поклонение, как поклонялись они, придерживаться Корана и Сунны, а также единого мнения (иджма) праведных предков и имамов-ученых и проводить правильную аналогию в отношении всего нового, с чем мы сталкиваемся. Мы должны понимать Ислам так, как понимали его они, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама по своему и привело к возникновению различных сект в Исламе!

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «аль-Азкар» сказал: «Правильный путь состоит в том, что совершали праведные предки, да будет доволен ими Аллах. Это – истина, и ты не должен обольщаться большинством тех, кто противится ей». Абу Али аль-Фадыль ибн Ийад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Следуй по пути ясного наставления, и тебе не повредит малочисленность тех, кто придерживается его. Остерегайся путей заблуждения и не будь ослеплен многочисленностью погибших (т. е. тех, кто в заблуждении)». Это является единственным путем, который в состоянии исправить всю мусульманскую общину. Истинными были слова имама Малика (да смилуется над ним Аллах) ученого Медины – города Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Последние поколения этой общины исправит только то, что исправило первых мусульман». Однако благо в этой общине не исчезнет вплоть до Судного дня, потому что посланник Аллаха сказал: «Не перестанет существовать в моей общине группа людей, которые будут следовать истине. Им не повредят те, кто оставит их без поддержки, пока не наступит повеление Аллаха [день Воскресения]» (Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Моя община подобна дождю: никогда не знаешь, начало его лучше или конец» Ахмад, ат-Тирмизи; достоверный хадис.

Вероубеждения праведных предков были изложены большой группой мусульманских ученых. Одним из них является Абу Джа'фар Ахмад ибн Мухаммад ат-Тахауи. К его труду было написано много комментариев. Их авторами были Ибн Абу аль-'Изз аль-Ханафи, Ибн Касир ад-Димашки («Шарх аль-Ибана ан Усль ад-Дийана»). В своем комментарии Абу аль-Хасан аль-Аш'ари изложил свои последние воззрения и сказал: «Слова, которые мы говорим, и религия, которую мы исповедуем – это руководство Книгой Великого и Всемогущего Аллаха и Сунной нашего пророка, а также сообщениями, которые переданы от сподвижников, их последователей и ученых – знатоков хадисов. Мы крепко придерживаемся этого, говорим то же, что говорил Абу Абдулла Ахмад ибн Ханбаль, и сторонимся тех, кто противится этому». Имеются в виду воззрения Ахмада ибн Ханбаля в отношении имен и атрибутов Аллаха, потому что с его именем связана победа истинного исламского вероубеждения над ересью в период правления халифов аль-Ма'муна и аль-Му'тасыма.

Среди авторов книг о вероубеждениях праведных предков также был Ибн Къудама аль-Макъдиси («Лум'а аль-И'тикад») и другие ученые, которые наставляли человечество на прямой путь, да вознаградит их Аллах!

Я прошу Аллаха даровать нам незапятнанные вероубеждения, чистую душу и праведную мораль! Я прошу Аллаха, чтобы мы придерживались Ислама при жизни и следовали Шариату пророка Мухаммада до смерти! О Аллах! Упокой нас мусульманами и приобщи нас к праведникам, а не к тем, кто был посрамлен и искушен! Прости нас, наших родителей и всех верующих в тот День, когда наступит отчет! Я прошу Аллаха, чтобы Он вдохновил нас на благочестие в словах и делах, ведь Он – Всемогущий и Слышащий!

Шейх Абу Мухаммад Абдуль-Къадир аль-Арнаут

На главную    Наверх Другие статьи



Ask Imam


Сайт создан в системе uCoz