Ассаламу алейкум!


Истиазан - средство от шайтана


Происхождение слова «шайтан»

В арабском языке слово "шайтан" происходит от "шатана", что означает «нечто далекое». Таким образом, у шайтана не такая природа, как у людей, и его греховные пути далеки от любого вида праведности. Также говорят, что шайтан происходит от слова "шата" (горел), потому что его сотворили из огня. Некоторые ученые говорили, что оба значения правильные, но в то же время, первое значение более похоже на правду.

Кроме того, Сибавайх (известный арабский лингвист) говорил, "Арабы говорят: "У того или у другого человека ташайтан", когда тот человек делает дела дьяволов. Если шайтан происходил бы от «шата», то они бы говорили, "ташаййата" (а не ташайтан). Таким образом, слово шайтан происходит от слова, которое обозначает удаление. Поэтому тех, кто восстали и стали непокорными, из людей и джиннов, называют шайтанами.

Аллах сказал:
И так мы назначили врагов для каждого пророка - шайтанов из людей и джиннов, возбуждающих друг друга приукрашенными речами, как миражами (6:112).

Кроме того, Муснад имама Ахмада передает, что Абу Зарр говорил, что Посланник Аллаха говорил: О Абу Зарр! Ищи прибежища в Аллахе от дьяволов среди людей и джиннов. Абу Зарр сказал: "Я спросил его, "Разве люди - дьяволы?" Он сказал: "Да"". Кроме того, в Сахихе Муслима передается, что Абу Зарр сказал, что Посланник Аллаха сказал: Женщина, осел и черная собака прерывают молитву. Абу Зарр сказал: "Я спросил: "Какая разница между черной собакой и красной или желтой собакой?" Он сказал: Черная собака - дьявол.''

Кроме того, Ибн Джарир Ат-Табари передает, что Умар бин Аль-Хаттаб однажды скакал на большом верблюде, который начал плохо себя вести. Умар все время бил животное, но животное продолжало вести себя нагло. Умар слез с верблюда и сказал: "Клянусь Аллахом! Меня посадили на шайтана. Я не сходил с него, пока не почувствовал что-то странное в моем сердце". Этот случай имеет проверенную цепь передатчиков.

Что такое истиазан

Истиазан означает "Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана, чтобы он не имел власти над моими духовными и мирскими делами, и не мешал мне держаться того, что мне заповедано, и не привлекал меня к тому, что мне запрещено". Действительно, только Аллах способен лишить шайтана власти прикасаться к сыну Адама. Вот почему Аллах разрешил нам быть уступчивыми и добрыми с шайтанами из людей - может быть, доброе обхождение приведет к тому, что они перестанут делать зло, в котором погрязли. Однако, Аллах обязал нас искать прибежище в Нем от зла шайтана, потому что шайтан не смягчается в своей злобе, даже если относиться к нему с добротой и милосердием, ведь он - сплошное зло.

Таким образом, только Тот, кто сотворил шайтана, может остановить его зло. Эта мысль повторяется только в трех аятах Корана. Аллах говорит в суре Аль-Араф:
Оказывайте прощение, участвуйте в добром, отворачивайтесь от глупых (7:199)
Это об обхождении с людьми. Затем Он говорит в той же самой суре:
И если злой нашептыватель приходит к тебе от шайтана, то прибегай к Аллаху. Поистине, Он слышит и знает (7: 200).

Аллах также говорит в суре Аль-Му-мин:
Отражай злое тем, что лучше его. Мы лучше всего знакомы с тем, что они произносят. И скажи: "Господи! Прибегаю к тебе от всех нашептываний шайтанов. И я прибегаю к тебе, Господи, чтобы они не подошли близко ко мне.'' (23:96-98).

Далее, Аллах говорит в суре Ас-Саджда:
Доброе дело и злое дело не могут быть равны. Отражай тем, что лучше, и тогда, поистине, тот, с которым у тебя вражда, будет подобен близкому другу. Но это не даровано никому, кроме тех, кто терпеливы, и это не даровано никому, кроме обладателей великой доли в этом мире. И если злой нашептыватель от шайтана пытается увести вас, то ищите прибежища в Аллахе. Поистине, Он слышит и знает. (41:34-36).

Об обязательности Истиазана

Большинство ученых утверждают, что чтение Истиазана (в молитве или перед чтением Корана), только желательно, и не обязательно, таким образом, если его не читать, это не грех. Однако, Ар-Рази передает, что Ата бин Аби Рабах говорил, что Истиазан обязателен в молитве и при чтении Корана. В поддержку этого положения Ата, Ар-Рази ссылается на прямое значение аята ("и потому ищи прибежища"). Он говорит, что аят содержит заповедь, которую нужно соблюдать. Также, Пророк всегда говорил Истиазан. Кроме того, истиазан отражает злобу шайтана, спасение от которой относится к необходимому, а существует правило, что вещи, необходимые для соблюдения шариата, также сами по себе необходимы для соблюдения. И когда кто-то говорит "Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана", этого достаточно.

Достоинства Истиазана

Истиазан предохраняет от непроизвольной глупой речи. Он также очищает рот и приготовляет его к произнесению слов Аллаха. Кроме того, Истиазан приводит к тому, что человек ищет помощи у Аллаха и признает Его способность делать что угодно. Истиазан также подтверждает покорность раба Аллаха, его слабость и неспособность противостоять внутреннему врагу, которого только Аллах, сотворивший этого врага, может отразить и уничтожить. Этот враг не смягчается добротой, подобно человеческому врагу. В Коране есть три аята, подтверждающие этот факт.

Кроме того, Аллах сказал:
Поистине, над моими рабами - у тебя нет власти над ними. И достаточно вашего Господа как Защитника (17:65).

Мы подтверждаем при этом, что правоверные, которых убили человеческие враги, становятся шахидами, а те, кто стал жертвой внутреннего врага - шайтана - становятся преступниками. Кроме того, правоверные, которых победили явные враги - неверные - получают награду, а те, кого победил внутренний враг, получают грех на душу и сбиваются с прямого пути. Поскольку шайтан видит человека, а человек не может его видеть, верным лучше искать прибежища от шайтана у Того, кого не может видеть сам шайтан. Истиазан это способ приблизиться к Аллаху и искать у Него убежища от зла, которое творит любое злое творение.

Аллах сказал:
Давай прощение, участвуй в хорошем, и уклоняйся от глупых. И если злой помысел приходит к тебе от шайтана, то находи прибежище у Аллаха. Поистине, Он слышит, знает (7:199-200),

Отражай злое тем, что лучше его. Нам лучше всего известно, что они произносят. И говори: "Господи! Я нахожу прибежище у тебя от нашептываний шайтанов. И я ищу прибежища у тебя, Господи, чтобы они не подошли близко ко мне.'' (23:96-98) и,

Отражай тем, что лучше его, ведь тот, с кем у тебя вражда, он подобен близкому другу. Но это не даровано никому, кроме тех, кто терпеливы, и это не даровано никому, кроме обладателя великой части. И если злое наваждение от шайтана пытается увести тебя, то ищи прибежища в Аллахе. Поистине, он слышит и знает. (41:34-36)

Имеются только три аята, упоминающие прибежище. Аллах заповедал, чтобы мы были снисходительны ко врагам: может быть, мягкое обращение сделает их союзниками. Он также заповедал, чтобы мы искали прибежища от врага-шайтана, потому что дьявол не смягчается в своей вражде, если мы будем обращаться с ним с добротой и снисходительностью. Шайтан хочет только уничтожить детей Адама от дикой ненависти и злобы, которая у него была еще против отца всех людей, Адама. Аллах сказал:
О дети Адама! Пусть шайтан не обманывает вас, как было, когда он вывел из рая ваших родителей (7:27),

Конечно, шайтан враг вам, так обращайтесь с ним, как с врагом. Он зовет свою партию только к тому, чтобы они стали обитателями огня (35:6) и,

Возьмете ли вы его и его потомство в защитники и помощники вместо Меня, когда они враги вам? Плохой обмен у несправедливых! (18:50).

Дьявол уверял Адама, что дает ему хороший совет, но лгал. Так как же он будет к нам относиться, после того, как он клялся:
«Клянусь твоим могуществом, я, конечно, буду сводить их с прямого пути. Кроме избранных Твоих рабов между них» (38:82-83)

Кроме того, Аллах сказал:
Итак, когда вы хотите читать Коран, ищите прибежища у Аллаха от шайтана изгнанного.[…] Поистине, у него нет власти над теми, кто верует и полагается только на своего Господина. Его власть только над теми, кто подчиняется и следует за ним (16:98-100).

Ибн Касир
Тафсир к Священному Корану
Перевод с английского Самира Золотарева
tafsir.com


На главную    Наверх Другие статьи



Ask Imam


Сайт создан в системе uCoz