Ассаламу алейкум!


Любовь, страх и надежда


Одна из самых прекрасных вещей в сути поклонения в Исламе – это действительно уникальный путь, который включает в себя чувство любви, страха и надежды в сердцах верующих в Аллаха. Каждый мусульманин должен понять, как объединять эти три качества в поклонении Аллаху, потому что любая секта, отошедшая от Прямого пути, отклонилась в и аспекте поклонения. Отклонение других религий в этом отношении ясно для всех: "Бог есть любовь! Иисус есть любовь!" говорят христиане, отрицая факт, что Аллаха также нужно бояться. Что касается евреев, их сердца наполнены только надеждой на то, что Огонь Ада никогда не коснется их, так как они являются "избранным народом".

Однако в Исламе, никакое поклонение не является не полным без присутствия всех трех качеств: любви к Аллаху, надежды на Его Милосердие и страха в отношении Его Наказания. Если мы откроем первую суру Корана аль-Фатиху, то непосредственно это увидим.

Хвала Аллаху - Господу [обитателей] миров. (1,1) *

В этом аяте Корана мы видим выражение ЛЮБВИ к Аллаху, и каждый раз когда мы произносим эти слова, мы свидетельствуем о нашей любви к Нему. Как вы думаете почему?

Это - потому что в аяте мы признаем, что Аллах - наш Господь (Рабб) и Господь всех миров. Рабб обычно переводится как 'Господь', но этот перевод не передает весь смысл этого имени Аллаха и всех его значений. На самом деле, Рабб означает, что Аллах - Создатель всего; Он содержит и кормит всех; Он дарует жизнь и смерть; все хорошее, что у нас есть, - от Него; все - нуждаются в Нем, и ничто не происходит кроме как по Его воле. Кроме того, для мусульман Он - Рабб - в Том, что Он вывел нас к Истине и дал нам высокую нравственность и манеры.

Таким образом, когда мы свидетельствуем, что Аллах - наш Рабб, мы признаем, что Он Тот, кто дал нам очень много благословений, так много, что, если бы мы попробовали перечислить Его благословения, мы были бы неспособными сделать это. Так, как мы можем мы не ЛЮБИТЬ Его?

В конце концов, все мы любим тех, кто делает добрые поступки в отношении нас или дарит нам подарки. И поэтому Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) поощрял обмен подарками между мусульманами, потому что это помогает усиливать связи и развивать любовь друг к другу. Он (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, "Дарите друг другу подарки, и вы полюбите друг друга". [1] 

Теперь представьте ЛЮБОВЬ, которую мы должны испытывать к нашему Господу, кто дал нам все: хорошие семьи, убежище, безопасность, пищу, здоровье и прежде всего Руководство Ислама и Сунну. Мы должны быть погружены в нашей любви к Нему. Именно поэтому мы хвалим Его и благодарим Его и говорим: Хвала Аллаху - Господу миров. милостивому, милосердному (1,2)

В первом аяте суры аль-Фатиха, Аллах упоминал то, что Он является Рабб. В этом аяте упомянуты еще два из Его прекрасных имен: ар-Рахман и ар-Рахим. Ар-Рахман означает, что Он является Самым Милостивым. Ар-Рахим означает, что Он - проявляет Милосердие, другими словами Его действия полны Милосердия, и Он проявляет милосердие к Своим созданиям. [2]

Когда мы упоминаем эти два имени Аллаха, у нас появляется НАДЕЖДА. Так как Он - Тот, кто полон Милосердия, и мы надеемся, что Он простит нам наши ошибки и недостатки. Мы никогда не должны терять надежду, потому что Аллах говорит в Коране: "О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - прощающий, милосердный". (39,53) Потребность иметь СТРАХ в нашей вере показывает следующий аят суры аль-Фатихи.

властителю дня Суда! (1,3)

Когда мы произносим этот аят, мы напоминаем себе о Судном Дне – о том, что это ужасный День, когда все человечество будет стоять перед Аллахом… голыми, необрезанными и босыми. Люди будут казаться пьяными, хотя на самом деле они не будут таковыми. В тот День, каждый человек будет стоять перед Аллахом и видеть свои грехи, зная, что даже наименьшее действие, которое он сделал, не скрыто от Аллаха: Кто бы ни совершил добро - [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла - [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него (99, 7-8)

Так, когда мы произносим этот аят аль-Фатихи, мы напоминаем себе о Дне Суда и об ответственности, и это должно вызвать в нас ощущение страха - что возможно наши злые поступки окажутся слишком большими, и мы будем ответственны за них. Да убережет нас Аллах от такой судьбы. Следующий аят продолжает: Тебе мы поклоняемся, то есть мы выбираем Аллаха для нашего поклонения. И как мы поклоняемся Ему? С ЛЮБОВЬЮ, НАДЕЖДОЙ и СТРАХОМ. И чтобы достигнуть этих качеств, мы нуждаемся в помощи Аллаха, таким образом, мы говорим: и к Тебе взываем о помощи

Соблюдение равенства

После того как мы осознали потребность иметь в нашем поклонении любовь, надежду и страх, следующий вопрос, который естественно возникает, - в какой пропорциях эти качества должны присутствовать? В поиске ответа мы вновь обращаемся к Корану:

Обращайтесь к Нему в страхе и уповании. (7: 56)

те, которые оставляют ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде (32:16)

И так, страх и надежда должны присутствовать в наших сердцах в равных пропорциях. Сборники хадисов сообщают, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) пришел к мальчику, который находился при смерти. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) спросил: "Как дела?" мальчик ответил, "О Посланник Аллаха, я - между надеждой на Аллаха и страхом за свои грехи." Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, "подобные из этих двух качеств не объединяются в сердце раба за исключением того, кому Аллах дает то, на что он надеется и защищает его от того, чего он боится". [3]

Поэтому всякий раз, когда мы делаем хороший поступок, мы должны надеяться, что это будет принято Аллахом, но в то же самое время мы должны также опасаться, что возможно этого не достаточно, или что благодеяние не будет достойно принятия. Аналогично, когда мы грешим, мы должны иметь надежду, что Аллах примет наше раскаяние и простит нам, но мы также должны бояться ответственности за этот грех.

Это равенство должно быть отражено в нашем дауате (который конечно также является одной из форм поклонения). Так, когда мы призываем других к Истине, мы не должны подводить их к мысли, что им не о чем волноваться. И при этом мы не говорим, что они обречены навсегда. Скорее мы объединяем предостережение с ободрением. Мы сообщаем им относительно ужаса Огня Ада и говорим им о прелестях Рая. Так как Аллах сообщает нам в Коране: Воистину, Господь твой скор в наказании, и, воистину, Он - прощающий, милосердный. (7: 167)

Ученые Ислама говорят, что тот, кто поклоняется Аллаху только с надеждой, - мурджиты. Кто поклоняется Ему только со страхом, - хаваридж. Тот, кто поклоняется Аллаху, только с любовью, - зиндык (некоторые суфии, христиане и т.п.). Но тот, кто поклоняется Аллаху со страхом, любовью и надеждой, - мувахид му'мин (привержец Таухида). [4]

Муржиты это секта, которая появилась в первое столетие Ислама. Приверженцы этой секты (мурджиты) полагают, что грехи не влияют на веру, то есть независимо от того какие грехи человек совершает, его иман (вера) совершенен и прекрасен. Они поклоняются Аллаху только с надеждой, потому что они полагают, что пока они верят и свидетельствуют об Исламе, они войдут в Рай независимо от своих действий.

К сожалению, в настоящее время мы очень часто встречаем подобное отношение среди многих мусульман. Мы часто оказываемся в таком положении, что когда мы пробуем советовать кому-либо повернуться к Религии и отвернуться от совершения греховных поступков, они только указывают на свои сердца и говорят, "Аллах знает то, что находится в моем сердце", или "Аллах прощает", или что-либо подобное.

Что касается Хаваридж, то они поклонялись Аллаху со страхом только потому, что они считали, что любой, кто совершает большие грехи, есть неверующий и поэтому окажется в Адском Огне навсегда. Это конечно экстремизм и отклонение от правильного пути. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: "было двое мужчин Бану Исраэль, кто прилагали усилия в равной степени. И тот, кто усердствовал в поклонении, когда видел другого совершающим грех, говорил ему: "Воздержись". Так однажды он нашел его совершающим грех сказал ему: "Воздержись" и тот ответил, "Оставь меня с моих Господом, разве тебя послали наблюдателем за мной?". Он сказал, "Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя и не впустит тебя в Рай". Когда их души были взяты из этого мира, и они вместе предстали перед Господом Миров, Аллах сказал тому, кто усердствовал в поклонении: " У тебя было знание обо Мне, или у тебя была какая-нибудь власть в том, что находится в моих Руках?" "И Он сказал грешнику: "Пойди и войди в Рай по Моей Милости." И сказал другому: "Поместите его в Огонь". Абу Хурайра сказал: "Клянусь Тем, в Чьей Руке поя душа! Он сказал слово, которое разрушило для него этот мир и будущую жизнь. [5]

Поэтому мы никогда не должны говорить относительно кого бы то ни было, что он «потерян» или «обречен», или что-либо подобное этому, - это само является большим грехом. Однако мы опасаемся за тех, кто совершает большие грехи, потому что они находятся под угрозой наказания согласно Корану и хадисам. Однако это дело Аллаха, захочет ли Он наказать их или простит им их грехи.

Зиндыки - или еретики – группы людей, типа многих из тех, кто называет себя суфиями, кто подобно христианам уменьшил религию только до 'любви', так что все их разговоры и мистические методы сосредоточены вокруг развития большей 'любви'.

Таким образом, ясно, как несоответствие в любом из трех качеств поклонения могут привести к большому отклонению от Истинного Руководства. Поэтому для каждого мусульманина важно объединить в своем сердце все три из них должным образом. Как было упомянуто выше, страх и надежда должны быть в равных пропорциях [6], но что касается любви она должна преобладать. Как сказал Фудайл ибн Иййад (рахимауллах): "Любовь лучше, чем страх. Страх уберегает нас от прегрешений, а любовь заставляет нас делать то, что предписано, с открытым сердцем. "(d.187H) [7]

Аллах дает нам то, на что мы надеемся, и защищает нас от того, чего мы боимся. Да пребудут благословения Аллаха над нашим Пророком Мухаммедом, его семьей, его сподвижниками, и всеми теми, кто следует за Руководством, до Судного Дня.  

* Перевод смысла Корана М.-Н. Османова
[1] Включен Имамом аль-Бухари в Адаб уль-Муфрад, передан аль-Албани в аль-Ируа, как хасан (1601)
[2] Как объяснено Ибн уль-Каййимом (d.751H) в Бада'и уль-Фауа'ид
[3] Включен в Сунан ат-Тирмизи и Сунан Ибн Мажах, заверен Шейхом аль-Албани в  Ахкам аль-Джанаиз (#2)
[4] Указанный Ибн Раджабом в ат-Тахуиф мин ан-Нар.
[5] Включен в Сунан Абу Дауда (англ. Перевод, том 3, стр.1365, #4883). См. Сахиф уль-Джами (4455)  Шейха аль-Албани.
[6] Это было мнением большинства салафов. Аль-Фудайл ибн 'Иййад сказал, что, когда человек здоров и в порядке, его страх должен преобладать, но когда он неизлечимо болен, то должна преобладать надежда - так, что нужно стремиться сделать добро, когда здоров? и не отчаиваться в Милости Аллаха, когда неизлечимо болен (ат-Тахуиф мин ан-Нар)
[7] Передано Ибн Раджабом в ат-Тахуиф мин ан-Нар. Однако, некоторые ученые считают, что страх лучше чем любовь, а Аллах знает лучше.

ad-Dawah illaah Magazine, Islaam.com

На главную    Наверх Другие статьи



Ask Imam


Сайт создан в системе uCoz