Ассаламу алейкум!


Возгордившийся Иблис - тафсир 34 аята суры «аль-Бакара»


И вот, сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим *.



В первую очередь в этом аяте выказывается почтение от Всевышнего Аллаха к Адаму, а через него всему человечеству, поэтому Он повелел ангелам поклониться Адаму. На это указывает множество хадисов, среди них тот, в котором говорится о том, что Аллах сотворил его Своей рукой и вдохнул в него Его дух и склонил в земном поклоне ангелов перед ним.

Ибн Аббас сказал, что Иблис был из рода джиннов, которые сотворены из огня, его имя аль-Харис и жил он в Раю, ангелы же сотворены из света, который не похож на свет этого мира, а человек сотворен из глины.

Первыми кто жили на земле были джинны, они стали распространять нечестие на ней, проливать кровь и убивать друг друга. После этого Аллах послал к ним Иблиса в войске из ангелов. Иблис и те, кто были с ним, убивали джиннов, пока не вытеснили их к островам морей и вершинам гор. После того, как Иблис сделал это он обольстился и сказал: «Я сделал то, что никому не удавалось сделать».

Аллах знал, что в сердце Иблиса, но не знали этого ангелы, которые были вместе с ним. Всевышний сказал ангелам, котрые были вместе с Иблисом: «Я установлю на земле наместника». Сказали ангелы отвечая Ему: «Ты установишь на ней того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, подобно тому как это делали джинны, и поистине, только мы были посланы к ним для предотвращения этого?» На это Аллах ответил: «Знаю Я то, что вы не знаете». Он говорит, что Он знает о том, что в сердце Иблиса из его высокомерия и обольщенности, то, чего не знают ангелы.

После этого сотворил Он тело Адама и ждал сорок ночей. В это время пришел к Адаму Иблис и ударил по его ноге, от чего она зазвенела и издала звук. Аллах в Коране говорит: «Гончарная (белая) глина наподобие фарфора».

Затем он зашел в него через рот и вышел через задний проход, затем зашел в задний проход и вышел оттуда, откуда зашел в первый раз и сказал: «Нет ни чего в этой глине».

Когда Аллах вдунул в Адама дух, Он приказал всем поклониться ему, и все ангелы поклонились. Но не сделал этого только Иблис, который возгордился и не стал из поклонившихся, а стал после этого неверным. Всевышний спросил его: «Что тебе запретило сделать поклон, когда Я приказал тебе, ведь Я сотворил Своей рукой?» Иблис ответил, что он лучше Адама, потому что он сотворен из глины.

Ибн Аббас также сказал, что Иблис был безгрешным, жил среди ангелов на земле и звали его Азазиль. По своим стараниям и знаниям он был лучше ангелов и это привело его к высокомерию, а сам он из рода джиннов. Катада говорил, что Иблис был руководителем ангелов небес этого мира.

Ибн Масуд сказал, что ангелы истребляли джиннов и взяли в плен Иблиса, который в то время был маленьким, стал он вместе с ангелами поклоняться, что же касается приказа о поклоне Адаму, то он возгордился. Всевышний сказал: «…кроме Иблиса, который был из джиннов».

Мухаммад б. Каб аль-Карзый говорил, что первоначально Иблис был сотворен из неверия и заблуждения и делал дела ангелов. Обратил его Аллах к тому, для чего он был сотворен, т.е. неверию, поэтому Он сказал: «…и был он из неверных».

По поводу аята «И вот, сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим» можно сказать следующее:

во-первых, с этого началась вражда людей с шайтанами (т. е. Иблис попросил отсрочку до Судного Дня для того, чтобы сбивать людей с пути Истины и эту отсрочку получил);

во-вторых, из этого аята следует, что возгордившиеся являются неверными. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не войдет в Рай тот, у кого есть гордость хотя бы на вес в пылинку»;

в-третьих, непослушание Аллаху влечет за собой тяжелые последствия (из этого аята видно, что для Иблиса было достаточно ослушаться Аллаха один раз для того, чтобы стать из числа неверных), если осушавшись не станешь неверным, все равно больше шансов оказаться в Аду;

Аллах до сотворения джиннов и людей знал то, что будет, поэтому тот день, когда Иблис отказался подчиниться Всевышнему и стал показателем его предопределения, как говорится в хадисе: «…любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдет в него».

* Перевод смысла Корана И.Ю. Крачковского


Статья подготовлена на основе тафсира Ибн Касира
«Тафсир аль-Кур'ан аль-Азым»
Перевод с арабского Ильяса Гисматуллина


На главную    Наверх Другие статьи



Ask Imam


Сайт создан в системе uCoz