Ассаламу алейкум!


Разговоры о братьях - тафсир 12 аята суры «аль-Худжурат»


«…и пусть ни один из вас не злословит о другом. Разве пожелает кто-нибудь из вас отведать мяса своего покойного брата?! Ведь вы почувствовали отвращение к этому, так бойтесь же Аллаха, поистине, Аллах – Приемлющий покаяние, Милосердный» *



В этих словах Всевышнего возложен запрет на злословие (сплетни) и так толкуют их законоведы, как сказано в хадисе, который приводит Абу Дауд: передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Что такое сплетни (гыйбат)?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Твое поминание брата твоего тем, что ему не нравится (ненавистно)». Ему было сказано: «А если в моем брате есть то, о чем я говорю?» Он ответил: «Если в нем есть то, что ты говоришь, то ты насплетничал, а если в нем нет того, что ты говоришь, то ты навел напраслину на него» (Муслим). Это касается брата мусульманина, но не неверующих (в том числе иудеев и христиан) или тех, кто вводит нововведения в Исламе (Ибн Мунзир).

Мнение большинства ученых сводится к тому, что этот грех является одним из больших грехов, которого следует сторониться, именно поэтому Всевышний говорит: «Разве пожелает кто-нибудь из вас отведать мяса своего покойного брата?!», т.е. как вы сторонитесь этой пищи, также сторонитесь и сплетен. Во время прощального хаджа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь (репутация) запретны так же, как запретен этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе». Здесь о хадже, во время которого в Мекке запрещены многие вещи такие, как сплетни, ругательства, убийства и др. из-за которых хадж будет недействителен. Так же он сказал: «Каждый мусульманин для другого мусульманина запретен: его имущество, честь и кровь». Это мнение большинства ученых (иджма), приводя хадис: «Поистине, ваша кровь, честь и имущество запретны (харам)». Аль-Газали и некоторые ученые шафииты говорили, что это маленький грех, потому что ясного доказательства на то, что этот грех относится к большим нет. Что касается того, можно ли говорить о брате в его присутствии, то мнение ученых в этом вопросе разошлось. Одни говорят, что нельзя говорить ни при брате мусульманине, ни в его отсутствии, приводя хадис: «Твое поминание брата твоего тем, что ему не нравится (ненавистно)». Другие говорят, что можно говорить о нем в его присутствии, приводя хадис: «То, что не смог бы ты сказать в лицо своему брату – и это сплетни».

Джабир б. Абд Аллах, да будет доволен ими Аллах, говорил: «Мы были с пророком, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, в пути и были выпущены кишечные газы, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, несколько людей из лицемеров насплетничали на людей из мусульман, и поэтому был послан этот запах»». Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ел мясо своего брата в мире этом, приблизилось к нему его мясо в мире ином, и будет сказано ему: «Ешь его мертвечину, как ел ты его живым» и он будет кушать его, и будет смотреть хмуро и кричать» (Хадис гариб). «…и бойтесь Аллаха…», т.е. в том, что вам приказано и запрещено и бойтесь Его в этом и опасайтесь Его. «…поистине, Аллах – Приемлющий покаяние, Милосердный».

В каких случаях разрешено говорить о брате мусульманине:

1) когда кто-либо притесняет человека про него можно сказать только такому человеку, который сможет на него повлиять;

2) можно говорить для предотвращении порицаемого только такому человеку, у которого есть возможность исправить это;

3) для вынесения фетвы, т.е. сказать такому человеку свое положение для того, что бы он показал пути выхода из этой ситуации;

4) для наставления людей, чтобы не имели общее дело с теми, кто этого не достоин, не говоря об их недостатках;

5) можно говорить о таком человеке, который открыто совершает грех или нововведение, таких как обладатели ложных святых и только то, что совершает открыто (фусук);

6) для обозначения какой-либо личности, указав его приметы (Сафуатуль-ахкам», Кахтан Абд ар-Рахман ад-Даури (преподаватель юриспруденции и канонических предметов университета Аль Байт Хашимитского Королевства Иордания).

Саид Нурси в своих сочинениях писал о том, что гыйбат является подлым оружием низкого и слабого человека. Там же он приводит слова одного из ученых: «Я столько раз был доволен тем, что молчал и столько раз был несчастлив тем, что говорил».

* Перевод смысла Корана И.Ю. Крачковского

Статья подготовлена на основе тафсира Ибн Касира
«Тафсир аль-Кур'ан аль-Азым»
Перевод с арабского Ильяса Гисматуллина


На главную    Наверх Другие статьи



Ask Imam


Сайт создан в системе uCoz