Ассаламу алейкум!


Лицемеры - тафсир 8-20 аятов суры «аль-Бакара»


И среди людей некоторые говорят: "Уверовали мы в Аллаха и в последний день". Но они не веруют.

Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают.

В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут.

А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на земле!" - они говорят: "Мы - только творящие благое".

Разве нет? Ведь они - распространяющие нечестие, но не знают они.

А когда говорят им: "Уверуйте, как уверовали люди!" - они отвечают: "Разве мы станем веровать, как уверовали глупцы?" Разве нет? Поистине, они - глупцы, но они не знают!

И когда они встречают тех, которые веровали, они говорят: "Мы уверовали! А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: "Мы ведь - с вами, мы ведь только издеваемся".

Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!

Это - те, которые купили заблуждение за правый путь. Не прибыльна была их торговля, и не были они на верном пути!

Подобны они тому, кто зажег огонь, а когда он осветил все, что кругом него, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они не видят.

Глухие, немые, слепые, - и они не возвращаются [к Аллаху].

Или как дождевая туча с неба. В ней - мрак, гром и молния, они вкладывают свои пальцы в уши от ударов грома, боясь смерти, а Аллах объемлет неверующих.

Молния готова отнять их зрение; как только она им осветит, они идут при ней. А когда окажется над ними мрак, они стоят. А если бы Аллах пожалелал, то унес бы их слух и зрение: ведь Аллах над всякой вещью мощен! *



Ан-нифак (лицемерие) – это выказывание благого и сокрытие дурного. Относительно вероубеждения - его приверженец пребудет в Огне; относительно действия - это один из величайших грехов.

Ибн Джурайдж сказал: «Лицемер – тот, у которого отличаются слова и дела, тайна его и явь, заходящее в него и исходящее от него, его вид и то, что скрыто, и поистине, было ниспосланы качества лицемеров в мединских сурах, потому что в Мекке не было лицемерия, наоборот, было разделение из людей…»

«И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в последний день». Но они не веруют». Ибн Аббас говорил, что это лицемеры из племен аль-Аус и аль-Хазрадж и тот, кто был во главе их. Так же толковали этот аят аль-Хасан, Катада и ас-Садий. Всевышний Аллах указывает на качества лицемеров, т.к. мусульмане вводятся в заблуждение их внешним видом. Мусульмане нуждаются в осторожности к ним, т.к. по своему вероубеждению лицемеры являются неверными и это то, чего следует опасаться. И сказал Всевышний: «И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в последний день». Но они не веруют», т.е. они говорят эти слова, но нет за этим ничего. Всевышний сказал: «Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: «Свидетельствуем, что ты посланник Аллаха», а Аллах знает, что ты – Его посланник», т.е. поистине, они говорят это только когда приходят к тебе. Нет у них в душе этого, поэтому подтверждают свидетельство о порицании подтверждения этой вести. Они подтверждают свое дело и говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Судный День», но это не так. Своим свидетельством они пытаются обмануть Аллаха, но по отношению к их вероубеждению сказал: «Аллах свидетельствует, что лицемеры - лжецы», а так же сказал: «Но они не веруют».

«Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают», т.е. тем, что они выказывают на показ и скрывают свое неверие. Они по невежеству своему думают, что этим обманывают Аллаха и что это принесет им пользу. Они верят, что оно проникает к Нему, как проникает к некоторым верующим (т.е. они думают, что Всевышний верит в то, что они говорят), согласно словам «…но обманывают только самих себя и не знают».

Мусульманам разрешается скрывать свои убеждения в том случае, когда им угрожает опасность в виде пытки или убийства неверными. Такое сокрытие вероубеждения называется ат-такийа. В этом случае они не будут теми, кто обманывает Аллаха и верующих. «В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них – мучительное наказание за то, что они лгут».

Ибн Масуд передал от Анаса, одного из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), что он сказал: ««В сердцах их болезнь», т.е. сомнение, и Аллах увеличивает их болезнь, т.е. сомнение». Об этом говорил Ибн Аббас, Муджахид и Катада. Икрима и Таус говорили, что это показуха. Ибн Аббас также говорил, что «В сердцах их болезнь» - это лицемерие, и Аллах прибавляет им это лицемерие. Абд ар-Рахман б. Зайд б. Аслам говорил, что в их сердцах болезнь в религии, но не болезнь в теле, это и есть лицемеры и их болезнь – сомнение, которое зашло в Ислам, и Аллах прибавил им болезнь – мерзости. Он читал: «Что касается тех, которые уверовали, то прибавляется им вера и они радуются. А что касается тех, в чьих сердцах болезнь прибавляется мерзость к их мерзости», объяснив, что это – дурное к их дурному, заблуждение к их заблуждению.

«А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» - они говорят: «Мы – только творящие благое». Разве нет? Ведь они – распространяющие нечестие, но не знают они». Ибн Масуд говорил, что эти аяты касаются лицемеров, а что касается слов «не распространяйте нечестие», то это неверие и греховные дела. «А когда говорят им: «Уверуйте, как уверовали люди!» - они отвечают: «Разве мы станем веровать, как уверовали глупцы?» Разве нет? Поистине, они – глупцы, но они не знают!», т.е. уверуйте, как уверовали люди в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в воскресение после смерти, рай и ад и др., о чем оповестил верующих Всевышний, а так же подчиняйтесь Аллаху и Его посланнику, они говорят: «Разве мы станем веровать, как уверовали глупцы?» «И когда они встречают тех, которые уверовали, они говорят: «Мы уверовали!» А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: «Мы ведь – с вами, мы ведь только издеваемся». Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!».

Когда встречаются лицемеры с верующими, они говорят, что уверовали, показывают свою приверженность к Исламу, но скрывают свое многобожие. «А когда остаются со своими шайтанами», т.е. расходятся и проявляют искренность по отношению к шайтанам, а шайтаны – это их главы в неверии. Некоторые из муфассиров говорили, что это иудеи, которые приказывали им лгать. Так же говорилось и о том, что это шайтаны как из джиннов, так и из людей. «…мы ведь только издеваемся», т.е. мы издеваемся над народом и играем с ними. "Аллах поиздевается». Всевышний оповестил о том, что Он сделает с ними это в Судный День, но здесь не надо понимать эти слова буквально, так же, как Он говорит: «Они забыли Аллаха, и Он их забыл», «Они обманывали Аллаха, и Он обманывал их». «…и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!», т.е. Он прибавит им неверия и заблуждения.

«Это – те, которые купили заблуждение за правый путь», т.е. взяли заблуждение и оставили правильный путь, взяли неверие и оставили веру. «Не прибыльна была их торговля, и не были они на верном пути!», т.е. невыгодная коммерческая сделка в этой продаже, и не были они на верном пути.. "Валлахи, смотрите на них: сошли с правильного пути к заблуждению - и из общины (джамаат) в партии (фирки), и из спокойствия к страху, и из сунны к нововведению". (Ибн Аби Хатим).

«Подобны они тому, кто зажег огонь, а когда он осветил все, что кругом него, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они не видят. Глухие, немые, слепые, - и они не возвращаются». Это пример тому, как Всевышний сказал: «Таковы притчи, которые Мы предлагаем людям, и не понимают они их, кроме знающих», Аллах приводит сравнение их покупку заблуждения за истинный путь, и их превращения в слепых, после того, как они видели с тем, кто зажег огонь, что осветил собой то, что вокруг него и посчитали это достаточным.

«Или как дождевая туча с неба. В ней – мрак, гром и молния, они вкладывают свои пальцы в уши от ударов грома, боясь смерти, а Аллах объемлет неверующих. Молния готова забрать их зрение; как только она им осветит, они идут при ней. А когда окажется над ними мрак, они стоят. А если бы Аллах пожелал, то унес бы их слух и зрение: ведь Аллах над всякой вещью мощен!»

* Перевод смысла Корана И.Ю. Крачковского

Статья подготовлена на основе тафсира Ибн Касира
«Тафсир аль-Кур'ан аль-Азым»
Перевод с арабского Ильяса Гисматуллина


На главную    Наверх Другие статьи



Ask Imam


Сайт создан в системе uCoz