Ассаламу алейкум!


Опасность неверия - тафсир 6 и 7 аятов суры «аль-Бакара»


«Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не уверуют.

Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их – завеса. Для них – великое наказание!» *



Всевышний говорит: «Поистине, те, которые не уверовали», т.е. скрывают Истину, и Аллах предписал им это. Все равно им твое увещевание или его отсутствие, и поистине, они не уверуют в то, с чем ты к ним пришел. Как сказал Всевышний: «Поистине, те, которым следовало слово Их Господа, не уверуют, если даже предстанут перед ними все знамения, пока не увидят великое наказание». Всевышний также сказал по отношению к упрямым из людей Писания: «Если ты придешь к людям Писания со всеми знамениями, они не последуют за тобой», т.е. поистине, кому Аллах предписал бедственное положение, не будет ему счастья, и кого Он ввел в заблуждение, нет ему наставника; и не пойдет твоя душа к ним. В этом аяте использовано слово кыбла, т.е. притягательный центр, таким образом, Всевышний говорит, что Посланник Аллаха не станет для них таким центром (центром внимания людей Писания).

Ибн Аббас сказал по поводу аята «Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не уверуют»: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильно желал, чтобы уверовали все люди и последовали за ним по правильному пути, и оповестил его Всевышний Аллах, что не уверует ни кто, кроме тех, кому предопределено Аллахом благополучие в первом упоминании. И не вводит в заблуждение, кроме тех, кому предопределено Аллахом бедственное положение в первом упоминании». Он говорил: «Поистине, те, которые не уверовали», т.е. в то, что ниспослано тебе. Они говорят: «Поистине, мы уже уверовали в то, с чем к нам пришли до тебя. «…все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - ни не уверуют», т.е. поистине, они уже стали неверными по отношению к тому, что у них из твоего поминания, и отрицают то, что упрекает их за договор, и стали неверующими в то, что пришло к тебе и то, что у них из того, что пришло к ним помимо тебя. Как они будут слушать от тебя увещевание и предупреждение, ведь они не уверовали в то, что у них из твоего знания». Сподвижники спросили: «Мы из них, о посланник Аллаха?» Он ответил, что мусульмане к ним не относятся.

Катада про аят «Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их – завеса. Для них – великое наказание!» сказал: «Овладевает ими шайтан, когда они поклоняются ему, и наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их – завеса, и они не видят истинного (правильного) пути; не слышат, не понимают и не размышляют». Аль-Амаш сказал: «Муджахид показал нам свою руку и сказал: «Они видели сердце подобно этому (т.е. ладонь), и когда раб совершает грех», он сжал мизинец и продолжил: «Также, когда он (опять) грешит», и прижал другой палец и продолжил: «Также, когда он (опять) грешит», и прижал другой палец и так до тех пор, пока он не сжал все пальцы, потом сказал: «Накладывается печать, видели таким закрытие (ладони)»».

«Наложил печать Аллах на сердца их» - весть от Аллаха из-за их высокомерие и их уклонение от выслушивания того, к чему ты призываешь из Истины. Аль-Куртуби сказал, что Аллах охарактеризовал Себя Накладывающим печать на сердца неверующих в наказание за их неверие и упомянул хадис переворачивания сердец «О Переворачивающий сердца, укрепи наши сердца на твоей религии». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда верующий совершает грех, на его сердце появляется черное пятно, и поистине, попросив прощение, стирается и придается блеск его сердцу. Поистине, если он прибавляет, прибавляется до тех пор, пока не заполнится его сердце и это и есть покрытие, которое говорит Всевышний: «Так нет же! Покрыло их сердца то, что они приобретали»». Этот хадис передали ат-Тирмизи, ан-Насаи от Кутайбы и ал-Лайс б. Сад, Ибн Маджа от Хишама б. Аммара.

Вывод: Из этих аятов следует то, что кому предопределено неверие как бы мы не старались, не наставим мы их на истинный путь. Из высказываний посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясно, что с каждым грехом, который мы совершаем, наши сердца покрываются пятнами и может настать такой день, когда наши сердца полностью покроются чернотой. Это и будет запечатыванием сердца. Вопрос в том: кому сколько грешить, что бы его сердце стало запечатанным. Иблису потребовалось всего один раз.

После греха следует совершать благое, т.к. совершение благого скроет собой дурное. Но это не говорит о том, что мы можем грешить, а затем делать благое. Смысл заключается в том, что как бы мы не старались, мы совершаем грехи, и как только совершили грех, необходимо совершить благое, которое закроет собой дурное.

* Перевод смысла Корана И.Ю. Крачковского

Статья подготовлена на основе тафсира Ибн Касира
«Тафсир аль-Кур'ан аль-Азым»
Перевод с арабского Ильяса Гисматуллина


На главную    Наверх Другие статьи



Ask Imam


Сайт создан в системе uCoz