Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха! И вы, и я — всего лишь путешественники в этом мире. В течение нашей жизни мы
находимся в одном из двух состояний: либо нечто хорошее происходит с нами, в
этом
случае мы, как мусульмане, должны благодарить Аллаха за Его милость;
либо случается нечто плохое, которое не нравится нам. В этом случае мы должны
проявлять терпение. Это формула счастливой жизни, протекающей в довольстве
Аллаха. Терпение и благодарность избавляют от беспокойства.
Если бы этот мир не был создан для испытаний, то он не был бы заполнен
болезнями и бедами. Если бы жизнь не была дана для трудностей, то пророки и
праведники жили
бы самой комфортной и приятной жизнью. Но нет—Адам претерпевал
испытание за испытанием, пока не оставил этот мир. Ибрахим был брошен
неверующими в яму с огнем, а, кроме того, был испытан Аллахом,
получив приказ принести в жертву собственного сына. Йакуб плакал
до тех пор, пока не ослеп. Иса имел из пропитания только кусочки пищи,
которые приносили ему его ученики.
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, встретил бедность и нужду
со смирением. Соплеменники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,
жители города Мекки, первоначально не поверили в него
и воевали с ним. И таких примеров можно привести множество. Все, что случается с нами, происходит по воле Аллаха. Одной из
составляющих веры в предопределение является наше довольство
решением Аллаха. Хорошее или кажущееся плохое — это все испытания этого мира.
Как мы можем вообразить себе, что не будем испытаны,
если те, кто лучше нас, перенесли испытания? Однако они покинули
этот мир, и Аллах, Свят Он и Велик, был доволен ими. Аль-Хасан ибн Арафа рассказывает: «Я пришел к имаму Ахмаду
ибн Ханбалю после того, как его подвергли избиению и пыткам. Я
сказал ему: «О Абу Абдуллах, ты достиг положения пророков!» Он
сказал: «Молчи. Поистине, я не видел ничего, кроме того, как люди
продают свою религию. И ученых, которые продают свою веру. Так что
я сказал себе: «Что я скажу Аллаху завтра, когда предстану пред Ним и
Он спросит меня: «Продавал ли ты свою религию, как это делали другие?» Я
посмотрел на меч и кнут и выбрал их. И я сказал себе: «Если я умру, то вернусь
к Аллаху и скажу:
«Меня заставляли признать один из Твоих Атрибутов чем-то созданным,
но я не сделал этого». После этого Всевышний или смилуется надо
мной, или накажет меня».
Аль-Хасан ибн Арафа начал плакать. Имам Ахмад обратился к нему:
«Почему ты плачешь? Я не потерял свою веру, почему же я должен бояться потерять
жизнь?» Эти люди были лучше нас, но они подвергались тяжелым испытаниям. Большинство трудностей и несчастий, которые случаются с нами, это
результат наших грехов. Всевышний Аллах сказал: «А что постигает вас
из несчастий — это за то, что приобрели ваши руки; и Он прощает
многое» (сура «Совет», аят 30). Когда с людьми происходит нечто
плохое, они понимают, что это испытание от Аллаха. Но, дорогие братья
и сестры, хорошие события, хорошее состояние — это тоже испытания. Аллах, Свят
Он и Велик, сказал:«И мы испытывали их хорошим и
плохим, может быть, они обратятся» (сура «Преграды», аят 168). Абдульмалик ибн Иша сказал: «Нет ни одного человека, который
бы не был испытан имуществом и здоровьем для того, чтобы определить меру его
благодарности». А сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и да
приветствует, Абдуррахман ибн Ауф сказал: «Мы были испытаны трудностями и были
терпеливы. А затем испытаны процветанием и достатком, но мы не были
терпеливы». Поэтому Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали!
Пусть имущество ваше и дети
не отвлекают вас от поминания
Аллаха. А кто сделает это, тот
потерпел убыток» (сура «Лицемеры», аят 9). Есть два ключевых момента, поняв
которые мы облегчим себе жизнь. Во-первых, знайте, что наши души,
семьи, имущество принадлежат не
нам, а Аллаху. Он вверяет их нам,
чтобы посмотреть, как мы будем поступать с ними. И когда Он забирает
что-либо, то забирает нечто, принадлежащее Ему. Во-вторых, мы являемся путешественниками, а конечный пункт нашего путешествия —
будущая жизнь:
либо Рай, либо Ад. Мы оставим этот
мир позади себя и вернемся к нашему Господу. На этом нужно сфокусировать свои
усилия, внимание
и стремления. Если Аллах доволен
нами, то нам нечего беспокоиться. А
если же Он недоволен нами, то это и
есть суть беспокойства.
Расул Гафиатуллин
|