Среди основополагающих принципов, на которые мусульманин должен обращать внимание перед тем, как у него возникнут сомнения о ком-либо, и перед тем, как он примет и поверит любым обвинениям, - это давать предпочтение доброму мнению над недобрым мнением о своих братьях мусульманах.
Он должен искать извинения и оправдания, которые извинят их и очистят от вины, особенно когда обвинения направлены на призывающих к Аллаху и праведных людей.
Это - образ действий праведных, людей разума и мудрости, из мусульман, страшащихся своего Господа и желающих возвышения и господства религии Аллаха.
Если бы это было наоборот, то есть, дурному мнению о людях давалось бы предпочтение перед добрым, тогда бы не осталось ни одного ученого, который не был бы оклеветан, ни одного благородного мужа, у которого бы нашли ошибок, а мусульмане бы лишились достойных примеров. Эта методология является неприемлемой ни для религии Ислама, ни для ясного разума.
Основным принципов в этом отношении являются слова Аллаха, Всемогущего и Преславного:
"О вы, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, ведь Аллах - Обращающийся, Милостивый". (Аль-Худжурат, 12)
Аллах, Всемогущий и Преславный, приказал избегать многих подозрений, потому что это грех, и за этими словами последовал Его запрет на выслеживание, с указанием на то, что выслеживание в большинстве случаев происходит из-за недобрых мыслей о ком-либо.
Методология мусульманина и общее правило - это скрывать проступки других людей и иметь доброе мнение о них.
Поэтому, Аллах, Всемогущий и Преславный, приказал верующим хорошо отзываться о своих братьях мусульманах, когда они слышат дурные вести о них.
В истории об ифке (лжи, которую лицемеры измыслили против Айши, матери правоверных, и от которой Аллах объявил ее свободной и невинной), когда было сказано то, что было сказано, Аллах, Всемогущий и Преславный, разъяснил истинное положение, которое каждый мусульманин должен твердо уяснить для себя.
Он, хвала Ему, сказал: "Отчего, когда вы услышали это, верующие - мужчины и женщины - не подумали в своих душах хорошо и не сказали: "Это - ясная ложь"? (Ан-Нур, 24:12)
Д-р Мустафа Ас-Сибаи сказал: "Потому что иметь доброе мнение, и затем пожалеть об этом лучше, чем иметь недоброе мнение, и затем пожалеть об этом". (Ас-Сибаи, Хаказа алламатни аль-хайат, Аль-мактаб аль-ислами, Бейрут, 1984, т. 1, стр. 42)
|